Строительство и реконструкция

Сергей Собянин посетил строящуюся станцию «Сокольники» Большой кольцевой линии метро

Сергей Собянин посетил строящуюся станцию «Сокольники» Большой кольцевой линии метро
Фото М. Мишина. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы
Строительство северо-восточного участка БКЛ метро вышло на финишную прямую: готовы тоннели, завершаются работы на трех последних станциях.

Сергей Собянин посетил строительную площадку станции «Сокольники» Большой кольцевой линии (БКЛ) метро.

«Метрострой сосредоточил свои главные усилия на окончании строительства и запуске Большой кольцевой линии, остались два больших участка. Один из них — это северо-восточный участок из семи станций: четыре станции уже введены и работают, три находятся в завершающей стадии строительства, идут отделочные и инженерные работы, близки к окончанию пусконаладочные работы», — сказал Мэр Москвы.

Помимо строительства станций идет комплексное благоустройство расположенных рядом территорий. За два года планируется привести в порядок две трети районов. Восстановят и липовую аллею около станции метро «Сокольники», о чем просили местные жители. «Я думаю, в ближайшие месяцы само благоустройство будет завершено, возможно, ближе к Дню города», — добавил Сергей Собянин.

По словам генерального директора АО «Мосметрострой» Сергея Жукова, общий процент готовности трех станций — «Марьиной Рощи» (проектное название — «Шереметьевская»), «Рижской» и «Сокольников» — составляет почти 80 процентов. «Готовимся к концу года запускать станции в полном объеме», — отметил он.

Активное строительство участка Большой кольцевой линии Московского метрополитена от станции «Нижегородская» до станции «Савеловская» началось в 2017–2018 годах. Его длина составляет 15,9 километра, на нем расположатся семь станций: «Нижегородская», «Авиамоторная», «Лефортово», «Электрозаводская», «Сокольники», «Рижская», «Марьина Роща», а также здесь пройдет соединительная ветка в депо «Нижегородское».

Ввод в эксплуатацию участка проходит в три этапа:

— участок «Нижегородская» — «Лефортово» длиной 5,8 километра (три станции). Был открыт 27 марта 2020 года, в настоящее время работает в составе Некрасовской линии метро;

— участок «Лефортово» — «Электрозаводская» длиной 0,7 километра (одна станция). Был открыт 31 декабря 2020 года, в настоящее время работает в составе Некрасовской линии метро;

— участок «Электрозаводская» — «Савеловская» длиной 7,2 километра (три станции). Основные строительные работы планируется завершить в 2022 году. Готовность участка составляет 96 процентов. Полностью пройдены перегонные тоннели. Сейчас строятся три станции: «Сокольники», «Рижская» и «Марьина Роща».

 

Открытие северо-восточного участка Большой кольцевой линии от «Нижегородской» до «Савеловской» позволит улучшить транспортное обслуживание жителей районов Марьина Роща, Мещанский, Савеловский, Бутырский, Алексеевский, Красносельский, Сокольники, Басманный, Соколиная Гора, Лефортово, Нижегородский, Косино-Ухтомский и Некрасовка с населением около 900 тысяч человек, а также тех, кто приезжает сюда на работу. Кроме того, снизится нагрузка на центральные участки Сокольнической, Арбатско-Покровской, Калужско-Рижской, Калининской и Люблинско-Дмитровской линий метрополитена. Удобнее будет добираться до Савеловского и Рижского вокзалов, сократится интенсивность движения автотранспорта по прилегающим улицам, что в свою очередь улучшит экологическую ситуацию в этих районах города, а также обеспечить полноценную интеграцию Некрасовской линии в сеть Московского метрополитена.

Станция «Сокольники» БКЛ

Будущая станция «Сокольники» (рабочее название — «Стромынка») Большой кольцевой линии метро расположена у главного входа в одноименный парк — на Сокольнической площади между улицами Русаковской и Сокольнический Вал. Это станция колонного типа, мелкого заложения.

В основу ее художественного оформления легли плакаты, посвященные грандиозному строительству первых станций Московского метрополитена. Композиции размещены на светоотражающих панелях потолка. Путевые стены превращены в большое декоративное панно.

В отделке станции используется серый мрамор, а также серый и черный гранит. Подвесной потолок будет выполнен из алюминиевых трехслойных панелей и реечных конструкций, а детали светильников, барьеры, ограждения и поручни — из нержавеющей стали.

У новой станции будет два вестибюля, через которые пассажиры смогут сделать пересадку на одноименную станцию Сокольнической линии или выйти к Песочному и Сокольническому переулкам, парку «Сокольники» и Русаковской улице.

Переходов между станциями будет два: в вестибюле и в торце платформенной части действующей станции.

В рамках благоустройства на территории Сокольнической площади от Русаковской улицы до входа в парк культуры и отдыха «Сокольники» будет создано удобное городское пространство. Проект предусматривает мощение красным клинкерным кирпичом, высадку лип и обустройство клумбы-скамейки.

Станция строится на глубине около 30 метров. Работы ведутся в плотной городской застройке с большим количеством подземных инженерных сетей.

Перегонные тоннели в сторону станции «Электрозаводская» были проложены в сложных гидрогеологических условиях всего лишь в шести метрах от действующей станции «Сокольники» Сокольнической линии. Также успешно были пройдены участки тоннелей, расположенных под путями Ярославского направления Московской железной дороги.

В настоящее время завершаются архитектурно-отделочные работы пассажирской зоны и монтаж лифтов. Ведется прокладка кабеля, трубопроводов и благоустройство территории. Общая строительная готовность станции «Сокольники» составляет 91 процент. Подрядчиком выступает АО «Мосметрострой».

Открытие станции «Сокольники» БКЛ улучшит транспортное обслуживание около 61 тысячи человек, из которых 42 тысячи проживают вблизи нее.

Ожидается, что после открытия новой станцией Большой кольцевой линии будут ежедневно пользоваться около 10,8 тысячи человек. Нагрузка на станцию «Сокольники» Сокольнической линии, прилегающие магистрали и улицы (Третье транспортное кольцо, Русаковская улица, улица Сокольнический Вал и другие) снизится до 10 процентов.

Большая кольцевая линия метро

Строительство Большой кольцевой линии метро является крупнейшим в мире проектом в области метростроения.

Длина БКЛ составит 70 километров с 31 станцией и тремя электродепо, включая участок «Каховская» — «Каширская».

Протяженность существующей Кольцевой линии метро — 19,4 километра с 12 станциями, что в 3,5 раза меньше БКЛ.

Большая кольцевая линия должна стать самой протяженной кольцевой линией метро в мире, обогнав нынешнего чемпиона — Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 километров). Она соединит существующие и перспективные радиальные линии на расстоянии до 10 километров от действующей Кольцевой линии, что позволит разгрузить первый (станции внутри кольца) и второй (Кольцевая линия) пересадочные контуры московского метро.

В процессе строительства Большой кольцевой линии закладываются технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:

— Рублево-Архангельскую линию на станции «Народное Ополчение»;

— Троицкую линию на станции «Новаторская»;

— перспективную линию в Бирюлево и Щербинку — на «Кленовом бульваре».

После открытия движения по всему кольцу со станций БКЛ можно будет сделать пересадки на 20 станций 11 других линий метро, три пересадки на Московское центральное кольцо, восемь пересадок на Московские центральные диаметры «Белорусско-Савеловский» (Одинцово — Лобня) и «Курско-Рижский» (Нахабино — Подольск), 13 пересадок на пригородные поезда. Крупнейшими транспортно-пересадочными узлами Большой кольцевой линии станут «Деловой центр», «Савеловская», «Нижегородская» и ряд других.

Первые идеи строительства БКЛ относятся к 1985 году, однако вследствие недостатка ресурсов и по иным причинам к реализации проекта не приступали в течение 25 лет.

Решение начать строительство Большой кольцевой линии было принято Сергеем Собяниным. Работы разделены на следующие участки:

1. Северо-западный участок: станция «Деловой центр» — станция «Савеловская».

Этапы:

— «Деловой центр» — «Петровский парк» (открыт 26 февраля 2018 года);

— «Петровский парк» — «Савеловская» (открыт 30 декабря 2018 года).

2. Северо-восточный участок: станция «Савеловская» — станция «Нижегородская».

Этапы:

— «Нижегородская» — «Лефортово» (открыт 27 марта 2020 года);

— «Лефортово» — «Электрозаводская» (открыт 31 декабря 2020 года);

— «Электрозаводская» — «Савеловская».

3. Западный участок: станция «Хорошевская» — станция «Кунцевская».

Этапы:

— «Хорошевская» — «Мневники» (открыт 1 апреля 2021 года);

— «Мневники» — «Кунцевская» (открыт 7 декабря 2021 года).

4. Юго-западный участок: станция «Кунцевская» — станция «Проспект Вернадского» (открыт 7 декабря 2021 года).

Этапы:

— «Аминьевская» — «Проспект Вернадского»;

— «Кунцевская» — «Аминьевская» (открыт 7 декабря 2021 года).

5. Южный участок: станция «Проспект Вернадского» — станция «Каховская», включая реконструкцию станции «Каховская» (открыт 7 декабря 2021 года).

6. Восточный участок: станция «Каширская» – станция «Нижегородская» и реконструкция участка «Каховская» — «Каширская».

При строительстве БКЛ выполнен колоссальный объем работ. К концу 2021 года были открыты 22 станции, связанные 44 километрами пути (90 километров тоннелей в однопутном исполнении). Новыми станциями пользуется более 500 тысяч пассажиров ежедневно.

Общая строительная готовность Большой кольцевой линии составляет 93 процента, в том числе завершена проходка 100 процентов тоннелей.

Итоги реализации программы строительства Московского метрополитена

Начиная с 2011 года Правительство Москвы завершило строительство 197,5 километра линий, 100 новых станций, трех дополнительных вестибюлей, 11 электродепо Московского метрополитена и МЦК. Сеть метро выросла в 1,5 раза.

Кроме того, совместно с ОАО «Российские железные дороги» введены в эксплуатацию линии наземного метро МЦД-1 и МЦД-2: 132 километра путей и 61 станция.

Новые линии и станции московского метро, МЦК и МЦД

Люблинско-Дмитровская линия:

— участок от станции «Марьино» до станции «Зябликово» (три станции);

— участок от станции «Марьина Роща» до станции «Селигерская» (шесть станций);

— второй выход (вестибюль) станции «Марьина Роща»;

— второй вестибюль станции «Петровско-Разумовская».

Калининско-Солнцевская линия:

— участок от станции «Новогиреево» до станции «Новокосино» (одна станция);

— участок от станции «Деловой центр» до станции «Раменки» (пять станций);

— участок от станции «Раменки» до станции «Рассказовка» (семь станций).

Замоскворецкая линия:

— участок от станции «Красногвардейская» до станции «Алма-Атинская» (одна станция);

— станция «Технопарк»;

— участок от станции «Речной вокзал» до станции «Ховрино» (две станции).

Арбатско-Покровская линия:

— участок от станции «Митино» до станции «Пятницкое шоссе» (одна станция).

Таганско-Краснопресненская линия:

— участок от станции «Выхино» до станции «Котельники» (три станции);

— станция «Спартак».

Бутовская линия:

— участок от станции «Улица Старокачаловская» до станции «Битцевский парк» (две станции).

Сокольническая линия:

— участок от станции «Юго-Западная» до станции «Саларьево» (три станции);

— участок от станции «Саларьево» до станции «Коммунарка» (четыре станции).

Некрасовская линия:

— участок от станции «Косино» до станции «Некрасовка» (четыре станции);

— участок от станции «Нижегородская» до станции «Косино» (три станции).

Большая кольцевая линия:

— участок от станции «Деловой центр» до станции «Савеловская» (шесть станций);

— участок от станции «Нижегородская» до станции «Лефортово» (три станции);

— участок от станции «Лефортово» до станции «Электрозаводская» (одна станция);

— пересадка между станциями «Петровский парк» Большой кольцевой линии и «Динамо» Замоскворецкой линии;

— участок от станции «Хорошевская» до станции «Мневники» (две станции);

— участок от станции «Мневники» до станции «Давыдково» (три станции);

— участок от станции «Давыдково» до стнации «Проспект Вернадского» (три станции);

— участок от станции «Проспект Вернадского» до станции «Каховская» (четыре станции).

Филевская линия:

— второй вестибюль станции «Международная».

Московское центральное кольцо: 31 станция.

Московские центральные диаметры (МЦД-1, МЦД-2): 61 станция, из которых 22 являются пересадочными на линии метро, МЦК и МЦД.

Электродепо (включая реконструкцию): «Митино», «Братеево», «Печатники», «Выхино», «Планерное», «Нижегородское», «Лихоборы», «Солнцево», «Владыкино», «Руднево», «Сокол».